Апокриф от Люцифера

Отзывы о романе

Отзыв Звездочета

Отзыв на "Апокриф от Люцифера" адски хочется начать с заезженной фразы: "Роман захватывает с первой страницы и не отпускает ни на секунду". Книгу я читала долго, с большими перерывами на сессию и прочую личную жизнь, и каждое возвращение поражало меня тем, как въедается в память текст, как помнится в деталях каждая новелла, даже когда за спиной остается под двести страниц. А если и возникает желание сделать откат назад и перечитать все, что было до, то по совсем другой причине.

Это роман из тех, к которым можно возвращаться несколько раз и каждый раз видеть разные вещи. Можно видеть в нем обличение общепринятых догм и развенчание кумиров, которым веками поклоняется человечество. Можно читать его как альтернативную историю - исторические события в нем поданы как результат ангельских войн и соперничества, а то и просто любопытства или случайных любовных связей. Как сборник мифологических и литературных аллюзий. Как рассказ о сильных людях, о том, что жизнь лучше смерти, насилие бывает оправданным, свой ад каждый устраивает себе сам, а первопричина всего лучшего и худшего на земле - любовь. Как историю становления личности, путь от себя к себе. И, конечно, как книгу о любви.

Будучи не только филологом, но и практикующим графоманом, не могу с белой завистью не отметить, насколько потрясающе сделана книга. Это причудливая мозаика из новелл, лабиринт, где никогда не знаешь, куда попадешь, открывая очередную дверь, и увиденное всегда превосходит ожидания. Планы сменяются, как картинки в калейдоскопе: мы видим то Эдем, то поле битвы, утыканное кольями, на которые насажены тела врагов, то клоповник, куда спускаются ангелы, чтобы покурить "травки", то Древо Боли, возвышающееся посреди равнины, то средневековую Европу, Индию, фашистскую Германию... Широта авторской эрудиции, исторической и мифологической, поражает. В персонажей влюбляешься немедленно, и оттого обилие чувственности очень скоро начинает казаться естественным. Отдельно хочется сказать и о языке романа, очень "мужском", простом и страстном одновременно, без пафоса и лишних красивостей повествующем о том, для чего не у каждого находятся слова. И о языке ангелов, слова которого хочется бесконечно произносить вслух, пробуя на вкус каждую букву.

А еще невероятное удовольствие, испытанное мной впервые, - узнавать авторов в их произведении. Понимать, откуда взялась та или иная мысль и почему она выражена именно такими словами. Не только идентифицировать строчки из песен в эпиграфе - вспоминать записи на блогах, связанные с ними, узнавать в них кусочки авторских переживаний. Догадываться, кому принадлежат те или иные фразы. Строить эти мостики между реальностью и альтернативной реальностью так обогащает впечатление...

А в общем-то я ничего не могу сказать, кроме громкого восторженного "Ваааау!" Ура, товарищи. Потрясающий роман!

Отзыв Анри Кабье (Abyss de Lynx)

Ни разу не критический обзор, ни разу не рецензия. Я сказал бы, что это - обрывки моих впечатлений о прочитанном. Что-то я уже говорил лично, что-то скажу впервые.
Я чувствую себя странно, когда читаю 'Апокриф'. Странно - это не значит неадекватно, плохо, чуждо. Скорее, я чувствую созвучие, и в то же время - легкий диссонанс, который могу отнести к языковым особенностям произведения, сильно отличающимся по фонетике и семантике от привычного и полностью гармонирующим с моими собственными установками и моим стилем. Это мелочи, которые, разумеется, не могли мне помешать прочитать (проглотить?) все целиком с большим удовольствием.
Поначалу царапнуло изобилие чувственности и секса, но потом я подумал и понял, что так правильнее, посему это - мои заморочки и сморчки =)
Не раз уже многие до меня отмечали потрясающее авторское владение материалом, но я скажу еще раз, что работа со столь колоссальными (не побоюсь этого слова) культурными пластами целых эпох и народов - это адский, почти неподъемный труд. Добавьте сюда нетривиальный подход к интерпретации всем давно, казалось бы, известного, даже надоевшего, и вы получите пищу для ума не на одно прочтение. 'Апокриф' стоит того, чтобы перечитывать его по новой, причем, не единожды: каждый раз вы все равно найдете что-то, что упустили изначально.
Есть места, которые лично мне (это субъективно, разумеется, и просто ИМХО, я же не могу петь только дифирамбы) показались немного слишком, напоказ ангстовыми, но в общее настроение романа это вполне вписывается.
Не могу не отметить прекрасный, нежно мною любимый юмор именно этих двух соавторов - близкий, почти родной, к месту.
В романе поднимается ряд наболевших вопросов, пока еще не стоящих перед человечеством остро, но уже покусывающих его за бока.
"В последнее время она даже не звонила домой, потому что отец разговаривать с ней отказывался, а мать только умоляла "хотя бы неделю соблюдать школьные правила". Но как можно жить по абсурдным законам? Молиться по расписанию, а не по велению души, зубрить ненужный лично ей катехизис, получать замечания за разговоры о мальчишках и футболе, читать лишь те книги, что отбирает для неё мисс Дрейк?
Остальных правила устраивали - или девочки соблюдали их для вида, так же, как и молились. По крайней мере, в открытую бунтовала одна Исис. Бунтовала, потому что не могла пойти на такую сделку с собой, не хотела потерять себя."
Люди не задумываются, что многое делают по шаблонам и думают стереотипами, забыв о себе-настоящих. Забыв в себе - Бога, того самого Бога, которому молятся на автомате, губами, не сердцем.
Я верю, что хоть кого-то роман заставит задуматься о выборе. Не о мифическом выборе между Добро и Злом, а о настоящем выборе: быть самим собой, отвечать за свои поступки, быть человеком, или все-таки остаться бараном, живущим в стаде и подчиняющимся стадным инстинктам.
И это лишь маленькая толика проблематики. Но тогда мой отзыв грозит расползтись в анализ страниц на пятьдесят... Основную мысль я выразил, а остальное, мне кажется, и так понятно.
Персонажи живые, не картонные страдальцы-терпельцы, понтасты и прочее, а живые, думающие, ошибающиеся, радующиеся, печалящиеся, даже когда они - Архетипы.
И, наконец, я добрался до еще одного вкусного блюда, заслуживающего отдельного упоминания. Это имена. Зло и Морак используют имена вдумчиво, бережно, аккуратно и точно, как молнии Зевса. Даже одно правильно подобранное имя может послать мне в позвоночник разряд сладострастия, а тут их десятки и десятки. Имя - это ведь не просто набор звуков и букв. Это точно также целые культурные пласты, за которыми стоят тысячелетия истории и библиотеки легенд.
Дорогие Зло и Морак, большое вам спасибо за удовольствие, полученное от чтения буквально по всем фронтам любимых мною тематик.
На Земле стало одним хорошим романом больше.

Отзыв Martisha Adams

Для начала я хочу озвучить несколько вопросов, которые риторические, но без озвучки которых мне самой будет несколько трудновато прогнать мысль по монитору:

1. Что такое свет?
2. Что такое материя?
3. Что такое анти-материя?
4. Знаете ли вы элементарные основы ядерной физики?
5. Знаете ли вы какова может быть сила притяжения звезды? и как её вычислить
6. Что такое вакуум?
7. На какие составляющие можно разложить световую волну?

Это минимальный набор знаний, необходимый для того, чтобы осилить первые две страницы "Апокрифа". Всего две страницы. Конечно, можно просто бездумно пробежать их глазами, воспринять как набор букв, и начать вникать в смысл написанных слов позже, страницы с пятой... но при таком раскладе сама суть возникновения Света и Тьмы в романе будет упущена и продолжать чтение уже не будет столь интересно. Читателю трудно будет понять изначальные стремления Люцифера. С чем и, самое главное, зачем он пытается слиться. Физически слиться. Стать единым целым. И это не про секс.

Кроме волновой и ядерной физики, читатель, как минимум - должен знать имена всех ангелов, чтобы хотя бы понимать о ком речь, а, как максимум - должен ещё иметь серьезные познания в религии, при чем не в одной - христианской, а во множестве конфессий. И по ходу чтения романа найти в себе силы пересмотреть свои взгляды на христианство и католицизм, переоценить значимость и смысл многих событий, имевших большое значение в официальной версии развитии религии. И уверяю, по ходу прочтения не один раз возникнет вопрос "а был ли мальчик?".

Кроме религии, читатель должен знать мировую историю. В каноне, простите. И по ходу чтения романа всё, ну то есть абсолютно всё, что вбивалось в голову на протяжении десятков лет (подчеркиваю - десятков лет!) попробовать воспринять с авторской точки зрения. И тамплиеров, и Жанну Д'арк, и... или, why not? so easy, вообще не знать историю и принять авторскую версию за первоначальный вариант развития событий, как на чистый лист истину, не требующую доказательств.

Форма романа - новеллы, как самостоятельные истории, перетекающие одна в другую, скрепленные общим фундаментом и составляющие одно целое. Но они не расположены в хронологической последовательности, и, в этом timetable есть перерыв лет так в 800, где пустота и поиск. И читателю надо постоянно в голове держать множество логических цепочек, конролировать последовательность событий и мысленно неоднократно возвращаться на NN-ное количество новелл назад, когда одно лишь слово кажется выбившимся из ровного строя повествования.

О чем роман? Это не дрочилка. Хотя... это ого-го какая дрочилка! Но не это главное. Главное: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о победах и поражениях, и да - о несчастных и счастливых. И о добре и зле: каким жестоким может быть добро и каким всепрощающим бывает зло. О том, как быть самим собой не взирая на... и вопреки тому, что... О том, как ждать, верить, мечтать и, разочаровываясь и теряя веру, начинать всё с начала. О силе духа, непримиримости и смирении. о жажде, поиске и обретении.

Это не лёгкое диванное чтиво с томным перелистыванием страниц.
Расслабиться и получить удовольствие перед сном? Не тот случай.
Это серьезная работа. Над текстом и над собой. Это ломка.

Не каждый читатель готов ломать себя, не каждый читатель готов подвергнуть сомнению то, во что он верил на протяжении всей своей жизни и, тем более, не каждый читатель готов переоценить собственные знания, неудачи и достижения. Не поучайте со своей колокольни и не обижайтесь, возможно это просто ваша гордыня? Ведь правды не знает никто... Но, если вы готовы по собственному желанию, пребывая в трезвом уме и при памяти, изнасиловать себя в голову, то тогда смело начинайте читать. Вы получите ни с чем несравнимое удовольствие.

Отзыв Татьяны

Очень тяжело писать, очень трудно описать свои ощущения. Это бесконечные терзания читателя, а нужно ли это кому -нибудь. Вроде бы всё сказали задолго до меня. Но... Я не могу не написать, это будет полнейшим неуважением к авторам.
Так вот, мне понравилось, и это ещё слабо сказано. Трудно найти хоть одно произведение, которое бы настолько отражало мои взгляды на Творца и Его творения. Наверное, кого-то «Апокриф» шокировал, но я читала его с чувством невыразимого облегчения, что кому то удалось выразить словами то, что так долго блуждало в моей голове. И это здОрово, просто здОрово.
Я не могу сказать, что текст дался мне легко. Я предпочитаю более легкие с закрученным сюжетом и непрерывным экшеном, тем ценнее для меня это произведение, ведь я умудрилась прочитать его дважды запоем. Мне конечно не хватает и исторического и литературного образования, чтобы оценить роман в полном объёме, но даже моих знаний хватило для осознания поистине грандиозной работы, проделанной соавторами. Не передать словами, какое удовольствие получаешь от узнавания исторических и мифических личностей.
Хочется ещё отметить, что текст насыщен простыми истинами, на которые мы в нашей повседневной жизни не обращаем никакого внимания, но они от этого не становятся менее значимыми. Опять же это мне всегда многие из них казались очевидными, но с годами я осознала, что для многих это не так. Поэтому просто замечательно, что кто-то ещё обратит на это внимание.
Не могу не отметить эротизм, которым пронизан каждый абзац «Апокрифа». Причем, я почему то сразу поверила, что так и должно быть, не может быть иначе.
Я обязательно буду перечитывать. Ведь первый раз я прочитала роман о любви, второй раз об истории человечества. Надеюсь, в третий раз роман откроется мне какой- нибудь новой гранью.

Отзыв Toshka D.

Текст великолепен! Очень зацепили философские выкладки и глубина персонажей. Первое время, в смысле начиная непосредственно с пролога, я вообще выпадал в осадок от текста! На сколько картинка складывается одновременно и живая и полная смысловой нагрузки. Ну и прекрасно выстроенные параллели с "реальной" историей. Так же очень близка мне лично трактовка религиозных текстов и "религиозных явлений", если можно так выразиться. Реакции кроме как АХ! и ОХ! не было вообще никакой ))) А еще "как им удается на столько точно сформулировать то, что и сформулировать то невозможно" и "Эти проклятые марсиане читают мои мысли!!!"))))). У меня вообще такое ощущение, что ничего на столько "в точку" я вообще еще никогда не читал. Бывает, встречаются в книгах аналогичные моменты. Но их обычно на столько мало и в них всегда хочется что-то подправить. Скорректировать. Ну, вот как бы очень здорово, но я б что-то вот тут добавил, а тут поменял. Хотя, я ни разу не писатель, да и критик в сущности никакой. Могу оценить только нравится/не нравится. И всё. А у вас, ребята, и добавить то нечего. Наоборот. На какой-то момент наступает такой эмоциональный перегрев, что просто нужно отложить чтение в сторону. Потому как если сесть и прочесть все сразу от корки до корки, то башня просто отлетит и не вернется долгое время)) А работать то и жить вообще надо не забывать.
У меня по началу если и возникли придирки к количеству графики, то потом я вообще перестал обращать на нее внимание. И даже соглашусь, что по логике (гыгы), она (графика) действительно разряжает обстановку и дает успеть переключиться с темы на тему. Что-то вроде антракта, как пойти попить водички.
Так же абсолютно не мешают так называемые "графоманские штампы", как то "глаза цвета неба", "кожа цвета песка" и прочие пейзажные характеристики внешности)))). Оно опять таки оправданно логикой повествования и самими персонажами. Все же ангелы, как никак)))). Им можно.
В общем, у вас все отлично, а полет тапка в свою сторону я итак уже предварительно заслужил : ) Так что мне уже ничто не страшно ))) Еще раз, огромное спасибо вам за текст, обязательно прочту еще не один раз.
© Зло и Морак
© Singate.ru
Сайт адаптирован под IE 7.0, Firefox 3, Опера 9.63, 1280х800
О сайте | Апокриф от Люцифера | Мир Тау-Ру | Дуэт | Соло Зла | Соло Морака | Гостевая | Написать нам